Домой Сквозь историю

Наши котики   Наши кошечки   Наши котята   Наши новости   О породе Scottish Fold  
Билль о правах   Как выбрать котенка   Кошкин дом   Поваренная книга  
Кошачьи будни   Вышла кошка за кота   Как кошка с собакой   Домашняя аптечка   Груминг  
Библиотека   Котогалерея   Компьютерная графика   Наши контакты   Гостевая книга  


До недавних пор было установлено "с достаточной точностью": родина домашней кошки - Северная Африка. Буланые кошки - наиболее вероятные их предки - не только любят тепло, но и легко приручаются, в противоположность диким европейским котам, хозяевам глухих лесов Евразии. К тому же буланых кошек, распространившихся в Африке от Алжира до мыса Доброй Надежды, роднят с домашними и анатомические особенности.

Однако позже стало выясняться, что свою лепту в создание домашней кошки вложили не только египетские животные, но и кошки из Месопотамии, Аравии и иных стран.

Добрались и до барханной кошки. Она живет на обширной территории - от Каракумов до глубинных районов Ирана. Здесь, на пустынном нагорье в Северо-Восточной Персии, в начале XVII столетия итальянский аристократ Пьетро делла Валле нашел ручных кошек необычайной красоты. Они отличались, прежде всего, своей шелковистой серо-голубой шерсткой и пышным хвостом. Он подробно описал их в своих "письмах потомкам". Было ли сходство между ними и живущими там же барханными кошками, являются ли они предками персидской кошки? Да и вообще, привез ли этот римский любитель приключений такую кошку на родину, чтобы вывести новую породу длинношерстных красавиц? Это, к сожалению, осталось неизвестным.

Ученые до недавнего времени и не подозревали, что и буланая (она же нубийская) кошка, и барханная - все это подвиды одного и того же вида диких европейских кошек, широко распространенного в Старом Свете. Это выяснилось сравнительно недавно. Выходит, египтяне приручили североафриканскую разновидность, жители Азии - азиатскую и так далее. Так была создана первоначальная основа - грациозное животное с изящным телом и на лапах. А уже позже, когда римляне освоили Западную Европу, появились и другие домашние кошки - результат скрещивания "южанок" с приземистыми, коренастыми дикими европейскими котами, и они дали сильное, более крупное потомство.

Сегодня результат таких многочисленных и беспорядочных скрещиваний проявляется в том, что одни кошки отличаются большими размерами и коренастым телосложением, другие, напротив, худы. У них тело вытянутой формы, как, к примеру, у сиамских и восточных короткошерстных. Кстати, именно сиамские кошки, избежавшие контактов с тяжеловесными северными собратьями, наиболее близки по всем показателям к своим прирученным прародителям.

Среди ученых существуют самые различные мнения относительно начала одомашнивания кошек. Они считают, что ассирийцы и вавилоняне не имели представления о ее существовании. Но уже в одном произведении на языке санскрит, увидевшем свет два тысячелетия назад, говорится о кошке, как о домашнем животном. В Сахаре близ Мемфиса в захоронении, возраст которого исчисляется в две с половиной тысячи лет, обнаружены фрески запечатлевшие кошку, похожую на буланую. Поперечные полосы на шее животного, выглядевшие как ожерелье, навели ученых на смелый вывод, что эта кошка была одомашнена.

В Турции, близ селения Хацилар, найдены статуэтки, которые датируются шестым тысячелетием до нашей эры. Мотив: женщина играет с кошками. В третьем тысячелетии они уже были в Месопотамии. Иероглифы VI-V династий Древнего царства (2700 г. до н. э.) указывают, что они появились и в Египте. А за тысячелетия до этого водились здесь в полудиком состоянии, но уже вблизи человека, и охраняли амбары от грызунов. До обожествления оставалось несколько шагов!

Вершины славы кошки достигли в эпоху Среднего царства, при XVII-XI династиях (2040-1785 гг. до н. э.). Жрецы уже заботились о кошке как о храмовом животном. Одним из центров "кошкопоклонников" был Город Солнца, из греческих источников известный нам как Гелиополис. Там изображение бога солнца Ра в кошачьем облике не редкость. Огромная статуя кошки в этом городе была техническим уникумом. Она расширяла и сужала зрачки в зависимости от положения солнца и от того, как падал свет. Одновременно это были и часы: каждый час божественное животное выпускало фонтанчик воды.

Многочисленные изображения кошек дошли до наших дней. Это либо скульптуры богини Бастет (или Баст) с кошачьей головой в восточной части дельты Нила, в городе Бубастисе, либо барельефы музея в Гизе, либо живопись, украшающая саркофаги, либо рисунки на папирусе. К этому можно добавить бесчисленные предметы кустарного производства: горшки, кольца, браслеты, пудреницы, найденные, в частности, среди погребального имущества в могиле Тутанхамона. Все это украшено фигурками или силуэтами кошек. На рисунке из книги П. де Монкрифа "Кошки", изданной в начале XVIII века, - одна из первых персидских кошек, вывезенных из Хорассана в Италию.

Бастет была богиней Луны и одновременно богиней плодородия и материнства. Изображали ее в виде кошки. До нас дошли керамика и бронзовые статуэтки с кладбища кошек в Бубастисе и многие кошачьи мумии, которые в сухом климате Северной Африки сохранялись так же долго, как и человеческие останки. Геродот, чей авторитет историка не подвергается сомнению, писал: "Когда кошки умирают, их помещают в святилище из камня, там бальзамируют и потом хоронят в Бубастисе.

Кошачий культ в долине Нила принял крайние формы. Траур по кошкам справляли здесь одинаково: члены семьи, в которой жили кошки, сбривали брови и доставляли мумию в Бубастис. Вывозить животных за пределы страны категорически запрещалось. Путешественникам, торговцам и воинам вменялось в обязанность ловить кошек во время походов на чужбину и доставлять их на родину.

Персидский царь Камбиз в 525 году до нашей эры вторгся в Египет. Шла битва за приграничный город-крепость Пелузиум. Под натиском египтян персы дрогнули. И тогда Камбиз приказал посадить на щиты своих воинов кошек. Египетское войско откатилось и сдало город, потому что люди не могли поднять оружие против священных животных.

Греки, соседи египтян, стали обзаводиться кошками. Они давно уже пытались бороться против грызунов с помощью хорьков и ихневмонов. Не помогли и полуприрученные змеи. Спасали только кошки! Началась эра контрабандистов и спекулянтов - из Греции засылали ловцов кошек в Египет. Кто попадался в руки властей - лишался жизни. Кроме того, египтяне предприняли контрмеры, они отправляли собственных агентов в земли эллинов и выкрадывали обратно своих священных животных.

Но постепенно кошки все же проникали в Грецию и на Апеннины. Одно из доказательств тому - монеты V века до нашей эры, на которых можно узнать тип буланой кошки, а на более поздних изображениях видны уже породные расслоения.

В Аравии кошка стала в раннем средневековье любимым животным пророка Магомета. По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. После этого Магомета на арабском Востоке стали называть "отцом кошек".

Но еще задолго до Магомета Плиний писал, что арабы обожали золотистых кошек (скорее всего речь шла о прародительницах абиссинских кошек). Так же относились к ним и турки. И сегодня у мусульман кошки пользуются особым расположением.

До начала нашей эры кошки встречались в Греции и Риме редко. Вместо них здесь использовали против мышей главным образом ласок, горностаев и каменных куниц, а иногда хорьков, привезенных из Северной Африки во время правления императора Августа. Постепенно из художественных произведений, в частности из греческих комедий, люди все больше узнавали о кошках. Греческая богиня Артемида, покровительница охотников, заняла место Бастет! Когда же кошка все-таки здесь появилась?

Плутарх в I веке нашей эры говорит об этом животном как об экзотическом. Происхождение его не вызывает у мыслителя сомнений - из Египта! В Коринфе была даже огромная бронзовая статуя, изображающая кошку, сидящую на задних лапах. Скорее всего она попала из Египта в Грецию не прямо, а через Италию. А может быть, и через Крит? Там обнаружены фрески, изображающие кошек, которые пожирают перепелок. Предполагают, что эти фрески относятся к 1600 году до нашей эры!

Однако было бы логичнее вслед за Геродотом предположить, что греки выкрали кошачью породу у египтян, чтобы спасать урожаи. И помогли им в этом финикийские мореходы, которые частенько наведывались во все порты Средиземноморья.

Шли века, и маленькие пушистые спутники человека продвигались все дальше и дальше на север и запад Ойкумены. На территории Западной Европы, в Галлии, домашней кошки до римлян и германцев не было. Она появится позже, в эпоху, когда Римская империя переживет свой последний подъем. В обозах легионеров она перевалит через Альпы и попадет в Западную Европу. Конечно, то будут лишь отдельные зверьки, но от поколения к поколению они распространятся по обширным областям.

Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она - это любопытная подробность!- не только была хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова "кот" и "храбрый человек" нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. Существовало графство Кейтнесс - "Кошачье"... А герцог Сазерленд еще и дьюк Кэт - "Кошачий герцог".

На иллюстрации изображен рисунок из книги П. де Монкрифа "Кошки". Умирающая знатная особа отписывает все свое состояние любимому коту.

Очень рано, еще на заре нашей эры, Британские острова стали местом селекции и разведения кошек. Правитель Уэльса Хоуэлл Дха издал в 940 году Закон о содержании ценного животного - кошки. По цене кошка приравнивалась к бычку или жеребенку. Указ Хоуэлла устанавливал требования к кошке: она должна хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, быть мышеловом, прилежно воспитывать котят, не поедать их и не очень часто требовать кота. Если после покупки вскрывался какой-либо недостаток, треть стоимости возвращалась.

А Дальний Восток, Индия, Индокитай? По преданиям, идущим из глубины веков, кошки были давно известны на Дальнем Востоке. Не ясно только, как они туда попали. Скорее всего, процесс одомашнивания шел здесь самостоятельно, и предками дальневосточных кошек стали дикие животные, обитающие в этом регионе.

В Срединном царстве (I тысячелетие до нашей эры) кошек с успехом использовали по назначению в амбарах и погребах. В богатом китайском языке примерно в VI веке до нашей эры появляется слово "мао", обозначающее кошку, которое легко сопоставимо с "мяу". Глагол "мияо" - оберегать зерно и "мао" - "кошка" обозначаются одним иероглифом, что характеризует назначение животного. Люди быстро приметили, что, если в доме есть хотя бы одна кошка, это уже гарантирует защиту от непрошеных гостей в кладовых и долгое время заставляет их держаться подальше. Так постепенно животным стали приписывать волшебные свойства.

У японцев, которые получили кошку из Китая, первые зверьки ценились очень высоко, и их покупали только помещики. Крестьяне, мельники и пекари, которые отчаянно нуждались в проворных мышеловах, были рады даже соломенным муляжам, контурным рисункам и фигуркам кошек. Японские шелкоделы использовали керамические изображения кошек и копии скульптур для отпугивания крыс!

Маленькие создания занимают значительное место на эстампах таких известных мастеров японского искусства XVIII и XIX веков как Утамаро, Монотого Хирошиге и Утаваи Кугийоши. В некоторых их композициях кошка представлена с лапкой, приподнятой до уровня глаз,- знак удачи!

Обладание кошками - одна из привилегий японской знати. В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось преподнести ему кошку, выращенную в императорском дворце. Разумеется, таких кошек держали не для ловли мышей и крыс. Они служили праздности, как, впрочем, и их знатные хозяева, и питались с серебряной и золотой посуды.

Постепенно кошка становилась неотъемлемой частью и русского быта. Изображения кошек были любимыми произведениями пушкинского карандаша, говорит В. Н. Майков. Известны рисунки С. Д. Киселевой, выполненные поэтом. Она изображена с котом, который расположился на пюпитре и дирижирует лапкой.

В Европе средние века были не лучшим временем для кошек. Одним из первых реалистически изобразил это животное Виттор Пизанелло в первой I половине XV века, его работа "Дикие кошки" выставлена в Лувре. Доссо-Досси на одной из картин рядом с членами семьи нашел место и для кошки. Среди ужасных животных фигурирует кот у Иеронима Босха на картине "Сад наслаждений". А вот у Альбрехта Дюрера он нежится в раю рядом с Адамом и Евой. В Дрезденской галерее представлена картина Жерара Ду "Пестрая кошка, подстерегающая мышь", в то время как в Мюнхене выставлен забавный "Концерт кошек и обезьян" кисти Давида Теньера Младшего.

На иллюстрации изображена старинная гравюра из книги П. де Монкрифа "Кошки".

Музей Прадо в Мадрид обогатил свою коллекцию произведением "Бой кошек на кухне" Поля Девоса. Ватто показал этих животных в целой серии эскизов, которые имеются в музее города Байонны. Рисует их и Жан-Батист Удри, один из лучших французских анималистов - знамениты его иллюстрации к басням Лафонтена. Весьма известна "Отдыхающая белая кошка" Теофиля Жерико, немного менее популярны литографии Оноре Домье с кошками. Эдуар Мане отдает предпочтение черным кошкам, особенно тем, что устраивают по ночам концерты у водосточных труб. Он отводит место и для маленькой черной кошечки, сопровождающей негритянку с букетом цветов для хозяйки, в знаменитой картине "Олимпия". У Ренуара кошка становится милым спутником красивых женщин.

Отцом всех кошек в кино стал Пат Сулливэн со своим Феликсом, потом были герои Уолта Диснея, французские, венгерские, чехословацкие "кинокоты"...

Вот на такой положительной ноте завершается этот историко-географический экскурс.

На начало страницы


 

 
Hosted by uCoz